МЕСТА ПОГРУЖЕНИЙ


Отрицательная стенка.

         Интересный и разноплановый дайв-сайт совмещающий как погружение возле двух сквозных пещерок у скалы Первый парус, так и проход в довольно глубокий и обширный грот на 20 метрах. Для гурманов – путешествие под громадными валунами, которые крепко держатся на других таких же валунах и позволяют нам проплыть под ними, протиснувшись в узкий проход. Сама стенка весьма высока – а в подводной части имеет навес, который при ближайшем рассмотрении оказывается глубоким и красивым полу-гротом. Верхняя его часть высоко поднимается в скале и напоминает перевернутую бутылку. Диковинные крымские кораллы, которые чем-то похожи на оленьи рожки, растут в этом месте.  Они представляют собой наслоения из осадочных пород, которым уже миллионы лет. Дно – крупные разноцветные камни на глубине до 8 метров. Глубже – красивый крымский песок и живописнейшие валуны. Глубины – от 5 до 22 метров, в зависимости от маршрута прохождения. Традиционно много рулены, крабов, горбыля, ершей и ласточки.


Скала Первый Парус

      Неглубокий, но очень разноплановый по рельефам дайв-сайт, который располагается недалеко от Отрицательной стенки. Маршрут выстроен вдоль большой треугольной скалы-останца, в районе которой несколько небольших, переходящих один в другой подводных гротов. Нырять нужно в красивой бухте, которая слева ограничена крутым склоном отрицательной стенки, а справа собственно скалой Первый Парус и затем постепенно уходить все правей и правей. Переходим из узенького каньона в первую подводную комнату. Все это на глубине не больше 6-8 метров. Потрясающие игры света и тени, подобие алтаря, когда свет проникает через отверстие в скале и высвечивает какой-нибудь плоский камень в подводном апартаменте. Мы огибаем Первый Парус и идем на небольшой глубине, постоянно проникая в мелкие, но очень аккуратные и интересные гроты. Причем один следует сразу же за другим и быстро сменяется третьим. Рыбы много – вся она пасется в водорослях или на песке. Сидит в углублениях и любит темноту. Радостное, возвышенное ощущение от этого приятного путешествия на небольшой глубине.


Второй Парус (Шпиталь)

    Уникальное место, где подводные течения и выходы пресной воды на поверхность заставляют мимо проходящую рыбу останавливаться и часами кружиться в более пресной воде, очищая свои жабры и организмы. Есть два варианта прохождения этого дайв-сайта – с юга и севера. Северный склон имеет довольно быстрый ступенчатый свал до 20 метров глубины, затем песчаные барханы приведут вас к крупным скалам, которые образуя неглубокие лабиринты выведут вас заброшенным рыбацким сетям и донникам. Оттуда можно подняться метров до 14 и пройти в своеобразном каньоне между самим Шпиталем и упавшими сверху могучими глыбами. Несколько интересных гротов будут по пути, а ближе к всплытию вы будете на месте, где всегда можно найти какие-то причиндалы падающие с прогулочных судов – так как это традиционное место, в котором катера прячутся от южного ветра, когда болтанка становится слишком сильной. С Южной части Шпиталя, недалеко от сетей, мы нашли странный предмет, который напоминает гигантский сосуд из камня, который раз в пятьдесят больше обычного кувшина и имеет явно рукотворное происхождение. Назначение этого предмета для нас до сих пор загадка. Но в нем всегда живет много рыбы и это всегда радует дайверов. Дно –галька, песок. Глубины от 5 до 24 метров.


Екатерининский грот

    Любимое дайверами место в подводной части северного склона скального мыса Айя. Представляет собой удивительный каскад из трех последовательно расположенных гротов: Екатерининского, Энтузиастов и Сифона, которые мы можем посетить все за один раз. Самый большой грот – Екатерининский – он глубоко разрезает массив мыса Айя и входит в его тело почти на пятьдесят метров. Внутри он имеет основной ход, который медленно поднимается и упирается в скалу на 3-4 м глубины и боковое небольшое ответвление, своеобразную комнату, где частенько можно встретить ершей, крабов и крымскую лошадиную актинию прямо на стенке. Выход из грота огибает Камень Влюбленных, проходит мимо небольшого грота Энтузиастов и все дальше уходит в сторону Балаклавы до тех пор пока мы снова не видим выход к интереснейшему подводному сифону – небольшой пещере, где можно всплыть внутри скалы, в сифоне. Там удивительное освещение, пресная вода на поверхности, много горбыля и давление бьет по ушам вместе с прибойной волной.


Пещера Дракона

      Глубокая расщелина в отвесной стене на мысе Айя, часть которой уходит под воду и там формирует довольно протяженную подводную пещеру с двумя сифонами, где можно всплыть и подышать. В большом сифоне над вами нависает массивный камень, который напоминает голову Дракона, что и дало название этой небольшой пещере. В малом сифоне может всплыть максимум один дайвер, в большом - четыре. Если на море волнение, то там лучше не всплывать, так как это небезопасно. Протяженность пещеры примерно 25 метров. Внутри – почти всегда обилие рыбы, крабов. На стенках – крымская лошадиная актиния, можно встретить устрицу. Маршрут пролегает вдоль отвесной стены со ступеньками, мимо Грота-Купе на 17м, который напоминает двухместное купе, посреди которого находится камень, в расщелинах которого живет много обитателей моря. Стены грота плотно усеяны крупными мидиями, которых здесь огромное количество. Впереди – еще одна узкая (только один водолаз может протиснуться) расщелина, где частенько бывает устрица. На протяжении всего маршрута лежат огромные валуны – последствия обвалов со скалу а если вы дошли до этого места – то значит вы неплохо дышите, но всплывать все равно уже надо.


Подводные Лабиринты

       Вследствие регулярных крымских землетрясений и обычных обвалов высоких скал, на грунте, под мысом Айя, образовались колоссальные каменные лабиринты, которые представляют собой многоуровневые конструкции из нагроможденных обломков скальной породы. Путешествовать внутри и около этих образований невероятно интересно. Вы можете заплыть  в одинокую комнату, в которую свет пробивается откуда-то сверху, протиснуться в длинную каменную трубу, выход из которой ведет вас к обломкам массивной торпеды, попасть в ущелье, плыть под арками, падать с отвесных стен, огибать диковинные подводные грибы и статуи. По пути вам будут попадаться чудесные, высокие расщелины, трехэтажные постройки из обвалившихся скал, удивительные и неожиданные проходы и переходы. Вы выйдете к поверхности с плоского, отдельно стоящего  плато, которое находится подальше от отвесных скал и похоже на отдельную подводную гору с двумя отрогами. Общие глубина – до 30 метров. В точке спуска – 15 и 9 м в точке всплытия. Грунт – скальный, ниже 22 метров песок и большие валуны, обломки двух торпед, снаряды.


Затерянный Мир

      Этот маршрут представляет собой почти непрерывное прохождение по различным подводным узкостям – проходным гротам, лабиринтам, амфитеатрам, небольшим пещерам. Вы будете выходить на открытые участки местности, оплывать большие валуны и вновь уходить в гроты. По дороге вы встретите пару неглубоких, но очень цветных каньона, зайдете разные небольшие каверны, увидите много крабов, морских водорослей и упретесь в казалось бы непреодолимую отвесную стену. Но ваш гид знает секретный проход, который выведет вас на другую сторону и вам не придется всплывать или обходить этот массив более глубоким маршрутом. Очень яркий, насыщенный цветом и красками маршрут. Глубина - до 7 метров. Дно крупная галька и камни. Встретите ставридку, султанку, пескаря и зеленуху.


Транспорт Борис

     Затонувшее судно, лежащее на глубине от 14 до 20 м недалеко от героической 35й батареи.  Представляет собой разбитый на три крупные части транспорт, водоизмещением примерно 3000 тонн, который был специально затоплен при съемках фильма «Юнга Северного Флота». Кормовая часть лежит с креном на левый борт, а самая крупная часть судна – средняя. Помимо надстройки  мы видим правый борт и выход к грузовому трюму. В надстройке есть широкий иллюминатор, через который невозможно протиснуться в акваланге. В помещении видны электрические щиты, генератор, воздушный баллон и другое оборудование. Сразу за грузовым трюмом нужно сместиться немного правее, где находятся остатки носовой части судна и крупные бетонные быки, к которым оно было пришвартовано перед взрывом. Возвращаемся, подныривая под бортом, огибаем надстройку, выходим по огромным кускам металлолома к кормовой части и гребем к берегу, где есть удивительные скалы из песчаника, лежит огромный снаряд с 35й батареи , а рельеф грунта совершенно не похож на скальные обрывы в районе Балаклавы и мыса Айя.


Подводная лодка М-28

      Предположительно подводная лодка с тактическим номером М-28. Лежит на глубине 42 метра на ровном киле почти в позиционном положении. Все люки задраены, поднято выдвижное устройство. На носу есть якоря, носовое орудие отсутствует. Сильное обрастание мидией. Легкий корпус кое-где сгнил, прочный корпус виден во многочисленные отверстия между легким и прочным корпусом. Рубка затянута рыбацкими сетями. Общая длина объекта – около 40 метров. Дно – ил. Часто видимости не бывает, но если она есть – то погружение на эту лодку настоящий праздник для дайверов. Лодка эта была специально затоплена для отработки задач по спасению экипажа из затонувшей подводной лодки. Во время Великой Отечественной Войны проходила службу на Дальнем Востоке, затем по железной дороге была в составе целой дивизии других «малюток» перевезена на Черное море.


Транспорт Виновоз

     Греческий транспорт, потерпевший крушение в районе урочища Батилиман в 1937 году. Является наиболее крупным затонувшим судном на рекреационных глубинах в районе юго-западного Крыма. Хорошо сохранилась кормовая часть судна, которая возвышается от глубины 20 метров до 6м и лежит на правом борту.  Можно проплыть по некоторым  внутренним помещениям в корме и выйти в районе гребного вала, которых, кстати, на этом объекте два. Огромный винт и рулевое устройство убедительно  передают масштаб этого погибшего из-за навигационных ошибок, колосса. Особый интерес представляют останки массивной паровой машины и двух котлов, один из которых лежит ощутимо впереди от кормы. Масса обломков палубы, крученые шпангоуты, редукторы, тоннели гребного вала и опоры разбросаны в районе крушения. Кое-где до сих пор можно найти уголь, который использовался в топке, огромные гаечные ключи, ломы, трещотки и прочие предметы из машинного отделения. Общие глубины – от 4х до 20 метров. Судно лежит на живописном рифе и за годы уже давно стало его неотъемлемой частью.


Минный заградитель «Дооб».

    Советский военный корабль, реально погибший во время боевых действий во время транспортировки горюче-смазочных материалов в феврале 1942 года из Главной бухты в бухту Камышовую. Останки корабля находятся на глубине 26 метров. Носовая часть сохранилась неплохо вместе с носовой турелью для 45мм пушки. Снаряды для которой лежат на дне в большом количестве. Средняя и кормовая часть сильно заилены. Множество фрагментов внутренней оснастки судна находится в илу и песке. На поверхности несколько глубинных бомб, трубы, различные металлические ящики, противогазы и другие предметы. Часть кормы оторвана взрывом и лежит примерно в 30 метрах от основного объекта. После исследования объекта целесообразно двигаться к берегу – в этом случае вы наткнетесь на примечательную скалистую гряду, в которой большое количество всякого металлического военного хлама. Можно встретить якорь или рогатую мину, всякие тросы, аккумуляторы, кувалду и прочие предметы. Дно – песок с каменными, невысокими грядами.


Немецкий гидросамолет «Дорнье-24»

      Самолет был полон эвакуировавшихся  из Севастополя немцев, в то время как его подбил советский истребитель. Дорнье упал прямо в Казачью бухту и покоится на глубине 20 метров. Дно –чистый ил. Поэтому нырять нужно крайне осторожно, видимость почти всегда оставляет желать лучшего. Однако весной и в июне бывают такие дни, когда приходит холодное течение и словно замораживает весь ил. В этот период видимость в Казачке может составлять тридцать метров и больше и этот дайв становится невероятно интересным и увлекательным, потому что сразу становится понятен масштаб той катастрофы, которая случилась весной 1944 года в небе над Казачьей бухтой. Хорошо видны, и главное, легко находимы многочисленные искореженные куски от этого самолета – это огромное крыло (оно там было одно), моторы, гидропоплавки и прочее по мелочи. Корпус (сохранилась кормовая часть) выглядит неплохо относительно советских самолетов. Крепкий. Краска хорошая. Заметны следы от попаданий, а если смахнуть подводную пыль, то виден и белый немецкий крест в кормовой части. Если есть видимость хотя бы метра три – то очень даже интересно просто бродить над грунтом, уткнувшись носом в песок и разгребать ил в небольших возвышениях. Таким образом я нашел чашки от австрийского кофейного сервиза, бутылки с крымской компании 1854 года и многое другое.


Цветной или Малый Каньон

      Место, которое мы называет Каньоном или просто Балаклавской грядой представляет собой лишь один из четырех прекрасных маршрутов этой обширной акватории. Это:  Мини Гряда, Цветной или Малый каньон, «Штаны путешествие между каньонами) и Большой или Серый каньон. Балаклавская гряда – очень протяженный, изобилующий перепадами глубин и шикарными находками, дайв-сайт. В отличие от побережья над главной грядой Крымских гор – где нырять интересно в основном из-за путешествий по многоэтажным обломкам упавших сверху скал, здесь настоящая гряда вулканического происхождения. Среди песков, на глубине до 30 метров, вдруг неожиданно возвышаются настоящие крымские горы в миниатюре. В некоторых местах они поднимаются почти до поверхности, в других - образуют причудливые каньоны, проходы, проныры, островерхие пики и поразительные амфитеатры. Конечно, большое количество судов и кораблей оборвало здесь свои якоря и цепи. Они пока еще есть на дне. Но, увы, все меньше. Животный мир этого крупного рифа очень богат – можно встретить очень многих типичных представителей флоры и фауны Черного моря. Это бычок трех видов, барабуля, ерш, горбыль, зеленуха, крабы трех видов, луфарь и ласкирь, морской петух, морской окунь, камбала, скат, ставрида, кефаль и многие другие.


Ушаковская стенка

     Легендарно-культовый и грандиозно-потрясающий глубокий дайв-сайт. Наиболее характерны два варианта его прохождения: со стороны Гротов ( с мелкой части)  и со стороны так называемого «скола» ( самой глубокой части). 

       Со стороны Гротов мы падаем на 16-18 метров и уверенно скользим по быстрому и красивому свалу прямо до сорокаметровой глубины. Удивительной красоты стенка уплывает вверх  от нас по левую руку. Сумерки сгущаются и мы включаем фонари. Как правило – на глубине холодная и очень прозрачная вода, прекрасная видимость, легкое азотное опьянение, остатки сетей, элементы от взорванных торпед, навалы из осыпавшихся камней. Выступающая часть скалы образует что-то вроде рога под водой – вдоль него мы и будем подниматься наверх – к более теплой воде, живности, галечному грунту. Путь приведет нас к «Камню влюбленных» и входу в Екатерининский грот.

 Если же проходить Ушаковку по глубокому маршруту – то нужно просто самозабвенно падать, наблюдая, как земной мир вместе с уникальной отвесной стенкой уплывает вверх, звуки регулятора становятся все звонче, а тьма сгущается вместе со стремительно усиливающимся ощущением глубины. Лично у меня почти всегда при глубоком погружении по телу проходит теплый и приятный импульс, становится не так холодно, а мир вокруг становится все интересней. Конечно, это действие азота. Просто надо это увидеть в себе это и видеть себя как бы со стороны.

     При глубоком прохождении Ушаковки частенько мы идем не направо – а налево. В этом случае весь дайв проходит вдоль величественной и монументальной стены, которая взметнувшись ввысь из-под воды уходит далеко в небо. Именно на этой стене есть многочисленные следы от стрельбы разными видами вооружений по ней. Иначе она называется Скала-Мишень. По всей стене растут мидии и водоросли, иногда можно встретить устрицу. Многочисленные рыбки и крабы прячутся в природных складках местности. На дне частенько встречается глубоководная камбала.